Зачем нужен байпас в системе отопления
Байпас — это специальная перемычка (запасная труба), которую монтируют между прямым и обратным трубопроводами системы отопления в определенных местах контура. С его помощью можно отключить рабочий элемент системы и пустить теплоноситель по обходному пути, выполнить другие инженерные задачи. Установка байпаса облегчает проведение работ по обслуживанию и ремонту отопительной системы, повышает эффективность работы котла и качество обогрева помещений.
Зачем устанавливают байпас
Обходные участки труб могут подсоединяться в разных секторах системы в зависимости от назначения.
Обводы для радиаторов отопления
Байпасы возле батарей устанавливают в однотрубных отопительных системах. Такая схема подразумевает последовательное прохождение теплоносителя по всем радиаторам. Это означает, что в каждом последующем приборе температура теплоносителя ниже, чем в предыдущем. Монтаж байпасов перед вторым и последующими радиаторами позволяет направлять в них напрямую горячий теплоноситель из подающей трубы. Такое решение обеспечивает практически одинаковую теплоотдачу всех радиаторов.
Байпасы для циркуляционных насосов
Обводные участки устанавливают в комбинированных системах, в которых возможно как принудительное, так и самотечное перемещение теплоносителя. Циркуляционный насос существенно повышает эффективность системы отопления. Но если он выйдет из строя или будет отключена электроэнергия, отопительная система остановится.
Спасти помещения от снижения температуры, а трубопровод — от замерзания позволяет установка обходного пути и монтаж на нем циркуляционного насоса. При его остановке теплоноситель пойдет самотеком по магистрали.
Обводная труба для обслуживания теплого пола
Если котел обслуживает одновременно высокотемпературную (радиаторную) и низкотемпературную (напольную) отопительные системы, то для теплого пола монтируют смесительный узел, частью которого является байпас.
Температура теплоносителя после котла составляет около 80 °C, в то время как в теплый пол должна поступать жидкость примерно 40 °C. Правильную температуру теплоносителя обеспечивает трехходовой клапан, который пропускает строго дозированное количество нагретой жидкости. Остальной теплоноситель через байпас попадает в обратную трубу и возвращается к котлу.
Байпас в системе отопления с котлом на твердом топливе
Обходная труба — обязательный элемент системы с твердотопливным котлом. Один ее конец подсоединяют к прямой трубе, второй — к трехходовому клапану на обратке. Охлажденный теплоноситель, возвращаясь к котлу, смешивается с горячей жидкостью из байпаса. Такое решение обеспечивает температуру в обратном трубопроводе примерно 50 °C.
При отсутствии байпаса к твердотопливному котлу возвращается холодная вода, которая вызывает появление конденсата. Скопление влаги приводит к образованию и развитию очагов коррозии, как следствие — сокращению срока службы отопительного агрегата.
Виды байпасов
Обводные участки подразделяются на нерегулируемые, с ручным управлением и автоматические.
Нерегулируемые
Теплоноситель внутри обводного отрезка перемещается произвольно. Нерегулируемый байпасный узел устанавливают в однотрубных системах перед радиаторами.
При вертикальной разводке диаметр байпаса должен быть меньше диаметра магистральной трубы. При горизонтальном расположении трубопровода сечение байпаса может быть равно ее сечению, но выпускной патрубок, который ведет в батарею, должен иметь меньший диаметр.
С ручной регулировкой
Для ручного открытия/закрытия потока на байпасе монтируют шаровый кран. Этот вид арматуры используют в однотрубных системах отопления и в обвязке циркуляционного насоса. Перекрытие крана на обводном участке с насосом позволяет удобно его обслуживать, ремонтировать и заменять.С автоматической регулировкой
Автоматические байпасные узлы, обычно применяемые в обвязке циркуляционных насосов, бывают двух типов:
- Клапанный. При работающем насосе теплоноситель проходит по контуру с высокой скоростью. При этом клапан открыт и не препятствует потоку. При отключении насоса напор жидкости уменьшается, клапан закрывается и она начинает перемещаться по байпасу.
- Инжекторный. Вход обводного участка и выход из него расположены в магистрали. При включении насоса часть жидкости втягивается в обводную трубу, где проходит через перепускное устройство и ускоряется. Выходное отверстие немного сужено, в результате чего теплоноситель впрыскивается в магистраль с большой скоростью. При неработающем насосе теплоноситель движется обходным путем. Этот вариант может использоваться только в системах, в которых возможно самотечное движение жидкости.
Рекомендации по выбору вида байпаса
Для обустройства обводных участков используют металлические, металлопластиковые, полимерные трубы. Обводные и магистральные трубы должны быть изготовлены из одного материала. Сварные швы, соединяющие обвод с магистралью, не должны иметь пор. Если в узле присутствуют резьбовые соединения, необходимо, чтобы они плавно закручивались и откручивались.
Лучшим вариантом является приобретение готового узла с байпасом, клапаном, запорной арматурой, насосным оборудованием. В такой сборной конструкции все элементы тщательно подобраны в соответствии с запланированным назначением.
Наши специалисты каждый месяц проводят обучающие вебинары и семинары, чтобы повышать уровень знаний о продукции, а также учить всех заинтересованных лиц разбираться в тонкостях эксплуатации и монтажа наших товаров
Мы скрупулезно собираем все материалы
по нашей продукции, проводим обучающие
вебираны и семинары
Представляет оборудование для отопления
и водоснабжения. Продукция бренда отвечает
требованиям ГОСТ Р, нормам СанПиН и
подтверждена сертификатами соответствия ЕАЭС